Эта статья посвящена развитию внимания для преодоления дисграфии. Меня, как логопеда и педагога дошкольной подготовки, серьезно заботит проблема дисграфии, поскольку детей с таким диагнозом становится все больше. В своей статье я приведу несколько тестов и заданий, которые помогают тренировать внимание, необходимое для письма в частности и обучения в школе в целом. Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.
Развитие внимания для преодоления дисграфии — упражнения и задания для учащихся 2 — 4 классов. ① Назвать предмет по первой букве. Животное, которое начинается на букву С; рыба на К; птица на В; овощ на П; профессия на У; часть одежды на Р; страна на А; город на Б; река на О; планета на М. ② Назвать предмет по последней букве. Животное, которое оканчивается на букву Г; рыба на А; птица на К; овощ на Р; профессия на Ь; часть одежды на О; страна на Я; город на В; река на Й; планета на Н. (Это задание может вызвать затруднение, поэтому лучше перед ребенком разложить картинки, на которых будут встречаться заданные слова.) ③ Запомнить цепочку слов. ТРАВА ЛАНДЫШ ЗАБОР КОРОВА СОЛНЦЕ. Самый простой способ запомнить ряд слов — составление из них рассказа, идеально, если ребенок составит его сам, опираясь не на достоверность, а только лишь на фантазию. Например, КОРОВА увидела, что в ТРАВЕ на СОЛНЦЕ расцвел ЛАНДЫШ, и построила вокруг него ЗАБОР. ④ Подобрать к заданным словам смысловые пары и запомнить слова. Слова для запоминания (для дисграфиков необходим наглядный материал, поэтому работаем ТОЛЬКО с картинками или предметами): СОК МАШИНА ЗВОНОК УЧЕНИК ВЕТКА СТОЛ КОШКА ПАЛЕЦ. Составляем пары, пример: СОК — СТАКАН, МАШИНА — БЕНЗИН, ЗВОНОК — ШКОЛА, УЧЕНИК — ТЕТРАДЬ, ВЕТКА — ДЕРЕВО, СТОЛ — ВАЗА, КОШКА — МЫШКА, ПАЛЕЦ — РУКА. Выкладываем пары картинок в столбик. Далее мы закроем левую колонку и читаем слова другой, постараемся ее вспомнить. Аналогично можно поступить с правой колонкой, вспоминая все слова. ⑤ «Шифровка». Для упражнения понадобится чистый лист бумаги и карандаши. Я читаю каждое слово или словосочетание (или ребенок внимательно читает сам), затем на листе ставим порядковый номер и ребенок делает рисунок, значок, изображение (качество рисунка значение не имеет) веселый праздник; тяжелая работа; вкусный ужин; смелый поступок; счастье; дружба; темная ночь. После выполнения задания на листе только порядковые цифры и изображения. Упражнение подойдет в качестве домашнего задания. На следующий день ребенок старается воспроизвести слова как можно точнее. ⑥ Рисование по клеточкам. Как правило, дети с дисграфией более склонны к творчеству, к рисованию, поэтому это упражнение будет не только полезно, но и интересно. Рисовать можно по «заданному маршруту», можно пофантазировать. Главное — линия должна идти строго вверх, вниз, по диагонали клетки или в полукруг. Школьникам могут понравится рисунки иллюстратора Винсента Каута, который рисует по клеточкам. ⑦ Лабиринты. Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, плавную линию. Важное условие — положение листа на столе не менять, двигать только рукой. ⑧ Задание на слух. Логопед читает слова, ребенок выделяет то, которое обозначает какую — либо черту характера: ум, гнев, лев, сила, стыд, злоба, тоска, удаль, отвага, эгоизм, ярость, величие, веселье, героизм, жалость, доброта, зависть, красота, надежда, счастье, тревога, верность, досада, радость, воланение, глупость, гордость, наглость, зрелость, лживость, мудрость, нежность, оптимизм, скупость, смирение, терпение, храбрость, азартность, надежность, отважность, величавость, заботливость, задумчивость. ⑨ Запоминание словарных слов. Делать это необходимо каждый день, уделяя 10-15 минут ежедневно по 5 — 10 слов на неделю. Для запоминания слов подойдут следующие задания: составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята); картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов); образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель — учителя, огороды — огород); образование другой части речи (береза — березовая, восточная — восток, продавец — продавать); — придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая); запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа; подбор однокоренных слов; восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины); — разбор слов по составу; запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел); запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади); поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово; образовать новое слово при помощи суффикса (береза — березка, берег — бережок); заменить одним словом (человек, который управляет трактором — тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога — шоссе, одерживать победу — побеждать); письмо по памяти.
Источник: http://logoportal.ru/razvitie-vnimaniya-dlya-preodoleniya-disgrafii