В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отставанием в психическом развитии, вызванным минимальными мозговыми дисфункциями. Это та группа детей, которая находится между грубой патологией и условно называемой нормой. Причем характерно, что тенденция увеличения числа детей с отклонениями в психическом развитии наблюдается среди учащихся массовых дошкольных учреждений и школ. Заметно увеличивается количество коррекционных классов, всевозможных реабилитационных центров и консультаций. При этом специалисты утверждают, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции. То есть «в нынешней детской популяции актуализируются дизонтогенетические механизмы, не позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит психической деятельности ребенка непосредственно, по типу «симптом – мишень»[5]. Необходим другой подход, другой метод, который опосредованно бы воздействовал на развитие «дефицитных» функций.
Методы психологической коррекции и абилитации детей, имеющих отставание в формировании основных психических функций, традиционно разделяются на два основных направления: когнитивные методы, ориентированные непосредственно на формирование «западающих» психических функций по типу «симптом – мишень», и методы двигательной коррекции и телесно-ориентированной психотерапии, направленные на формирование у ребенка контакта с собственным телом, снятия мышечного напряжения, улучшения психического самочувствия, развитие невербальных компонентов общения. Так как в современной популяции детей преобладают системные нарушения психических функций с обилием мозаичных, внешне разнонаправленных дефектов, то особенно эффективным и оптимальным является применение системного подхода к коррекции и абилитации психического развития ребенка, в котором когнитивные и двигательные методы применяются в иерархизированном комплексе с учетом их взаимодополняющего влияния (метод «замещающего онтогенеза») [4,5].
Метод «замещающего онтогенеза предполагает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ) через воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза. Так как «сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают и простраивают взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности» [4,5]. Развитие базальных функций праксиса, гнозиса, памяти, а также процессов саморегуляции создает базовые предпосылки для полноценного участия этих процессов в дальнейшем в овладении чтением, письмом, математическими знаниями и волевой регуляции психической деятельности [2].
Нейропсихологический метод занимает особое место в ряду научных дисциплин, обращенных к проблеме онтогенеза в норме и патологии. Он позволяет оценить и описать те системно-динамические перестройки, которые сопровождают психическое развитие ребенка с точки зрения его мозгового обеспечения, понять глубинные механизмы его психического статуса и спланировать адекватную онтогенезу именно этого, конкретного ребенка программу психолого-педагогического сопровождения [2].
На основании дифференцированной и системной нейропсихологической диагностики была разработана данная программа нейропсихологической абилитации (коррекционно-развивающего обучения) детей раннего возраста методом «замещающего онтогенеза». Данная программа учитывает двухстороннее взаимодействие между морфогенезом мозга и формированием психики: с одной стороны, для появления определенной функции требуется известная степень зрелости нервной системы, с другой – само функционирование и активное коррекционно-развивающее воздействие оказывают влияние на созревание соответствующих структурных элементов [2].
Данная программа актуальна, так как направлена на развитие отстающих в формировании психических функций у ребенка раннего возраста (3-4 лет) и может с успешностью применяться при работе с детьми раннего возраста в условиях, как реабилитационных центрах, так и ДОУ.
Данная программа прошла апробацию в амбулаторных и стационарных условиях на базе Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Талисман» города Екатеринбурга.
Программа разработана для детей 3-4 лет, имеющих минимальные мозговые дисфункции.
В программе состоит из 2 курсов занятий (курс индивидуальных занятий с ребенком и курс групповых занятий с детьми), соответственно работа с ребенком проводится в индивидуальной или групповой форме.
Каждый курс включает в себя 21 занятие, продолжительность каждого занятия 40 – 50 минут, занятия проводятся в группе или индивидуально по 1 занятию 2 раза в неделю на протяжении на 2,5 – 3 месяцев в амбулаторном режиме в условиях реабилитационного центра. Допустимо проведение повторных занятий, если психолог видит, что дети с трудом выполняют упражнения, однако в целом курс не должен превышать 22-26 занятий. Следует также помнить, что качество выполнения заданий может ухудшаться на 6-8 занятиях.
Цель курса занятий – коррекция и абилитация 1-го функционального блока мозга, инициация базовых составляющих подкорково-корковой и межполушарной организации процессов развития, стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Данная программа предполагает:
- предварительную нейропсихологическую диагностику и динамическое диагностическое обследование детей по ее завершению;
- обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла (данное требование является одним из главных условий эффективности программы);
- постоянное консультирование родителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения;
- все дыхательные, глазодвигательные, двигательные упражнения, ползания, растяжки выполняются по команде взрослого в медленномтемпе 4–6 раз.
Структура индивидуальных занятий и задачи каждого этапа
Этап занятия | Задачи этапа |
I. Вступительная часть Разминка. Пальчиковая гимнастика |
Положительный настрой на занятие, создание доброжелательной непринужденной атмосферы на занятие. Развитие мелкой моторики рук. |
II. Основная часть 1. Блок «диафрагма жесткости» 1.1) Дыхательные упражнения 1.2) Глазодвигательные упражнения 1.3) Растяжки 1.4) Базовые сенсомоторные взаимодействии, ползание 2. Блок «навешанные конструкции» (*Упражнения этого блока подбираются в зависимости от конкретных выявленных проблемных зон для каждого ребенка в отдельности) 2.1) Специальные упражнения на развитие конструктивного праксиса, цветового гнозиса, зрительного гнозиса и т.д. |
1.1) Улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга. 1.2) Формирование глазодвигательных функций, отработка плавности движения взгляда, стабильности удержания взгляда на предмете. 1.3) Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Нормализация гипертонуса (неконтролируемого чрезмерного мышечного напряжения) и гипотонуса (неконтролируемой мышечной вялости) мышц. 1.4) Формирование базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий. 2.1) Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (развитие конструктивного праксиса, мнестических процессов, цветового гнозиса, зрительного гнозиса и т.д.) |
III. Заключительная часть Прощание |
Создание условий для доверительных и безопасных отношений в дальнейшем. |
Структура групповых занятий и задачи каждого этапа
Этап занятия | Задачи этапа |
I. Вступительная часть Разминка |
Положительный настрой на занятие, создание доброжелательной непринужденной атмосферы на занятие. |
II. Основная часть 1) Дыхательные упражнения 2) Растяжки 3) Базовые сенсомоторные взаимодействии, ползание |
1) Улучшение ритмики дыхания, повышение энергетического обеспечения деятельности мозга. 2) Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Нормализация гипертонуса (неконтролируемого чрезмерного мышечного напряжения) и гипотонуса (неконтролируемой мышечной вялости) мышц. 3) Формирование базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий. |
III. Заключительная часть Упражнение на совместное действие Прощание |
Формирование навыка взаимодействия в группе. Создание условий для доверительных и безопасных отношений в дальнейшем. |
Примеры конспектов индивидуальных и групповых занятий
Занятие 1– 3 (индивидуальные)
Разминка. Пальчиковая гимнастика.
– «Пальчики здороваются». Одна рука на поясе, другая согнута в локте на уровне груди. Подушечки пальцев соприкасаются и нажимаются («здороваются») на подушечку пальцев друг на друга: 1и 2, 1и 3, 1и 4, 1и 5, 1и 4, 1и 3, 1и 2. Сначала выполняется упражнение одной рукой, затем другой. Ребенок обязательно проговаривает свои действия «Здравствуй, пальчик».
Дыхательные упражнения.
– Ребенок лежит на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребенок делает вдох через нос, выдох через широко открытый рот.
– Исходное положение – сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Медленное глубокое дыхание на раз-два только через левую ноздрю (4-6 раз) при этом правую ноздрю закрыть большим пальцем правой руки, потом только через правую ноздрю (4-6 раз), при этом левую ноздрю закрыть мизинцем правой руки. Упражнение повторить 4-6 раз.
Глазодвигательные упражнения. Исходное положение – лежа на спине, голова фиксирована (лежит не подвижно). Психолог берет небольшой предмет (ручку, яркую игрушку) и плавно водит предметом слева – направо и в обратном направлении, вверх-вниз и к носу (ребенок должен смотреть на предмет обоими глазами, не поворачивая голову, когда предмет оказывается у носа, глаза должны сходиться к переносице). Необходимо на 3-4 секунды задерживать предмет в крайних положениях (право, лево, верх, низ), ребенок должен удерживать взгляд в этих крайних точках.
Упражнение выполняется сначала на расстоянии вытянутой руки ребенка, затем на расстоянии локтя и, наконец, около переносицы.
Растяжки. Следующие 2 упражнения выполняются в положении – стоя, руки на поясе 4– 6 раз каждое в медленном темпе; эффективно озвучивание, проговаривание соответствующих движений.
– «Качели». Наклоны головы вперед – назад, как будто голова на качелях качается «Кач-кач». Выполняем упражнение и проговариваем «Кач-кач».
– «Часы». Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают «Тик-так». Выполняем упражнение и проговариваем «Тик-так».
– «Бревнышко-1». Ребенок должен покататься по полу, как «бревнышко», с вытянутыми прямыми ногами и руками, руки над головой, ладони касаются друг друга. Во время выполнения упражнения ноги следует держать вместе и не сгибать. Перекатываемся несколько раз направо, потом налево.
Ползание.
– Ползаем на четвереньках по кругу вперед, потом по кругу, проползая по сенсорной дорожке.
Заключительный этап.
– Строим башенку из кулачков, цепляясь кулачком за большой палец предыдущего ребенка. Качаем башенку вверх-вниз, говорим по слогам «До-сви-да-ни-я» и разбиваем башенку.
Занятие 4-5 (индивидуальные)
Разминка. Пальчиковая гимнастика.
– «Пальчики здороваются». Одна рука на поясе, другая согнута в локте на уровне груди. Подушечки пальцев соприкасаются и нажимаются («здороваются») на ноготь пальцев друг на друга: 1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5, 1 и 4, 1 и 3, 1 и 2. Сначала выполняется упражнение одной рукой, затем другой. Ребенок обязательно проговаривает свои действия «Здравствуй, пальчик».
Дыхательные упражнения.
– Ребенок лежит на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребенок делает вдох через нос, выдох через широко открытый рот, надувая живот как шарик (на живот можно положит игрушку, чтобы ребенок чувствовал, что животик дышит).
– Исходное положение – сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Медленное глубокое дыхание на раз-два только через левую ноздрю (4-6 раз) при этом правую ноздрю закрыть большим пальцем правой руки, потом только через правую ноздрю (4-6 раз), при этом левую ноздрю закрыть мизинцем правой руки. Упражнение повторить 4-6 раз.
Глазодвигательные упражнения. Упражнение выполняется так же, как на занятии 1, только рот ребенка открыт, язык высунут и спокойно лежит на нижней губе.
Растяжки.
– «Качели». Наклоны головы вперед – назад, как будто голова на качелях качается «Кач-кач». Выполняем упражнение и проговариваем «Кач-кач».
– «Часы». Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают «Тик-так». Выполняем упражнение и проговариваем «Тик-так».
– «Ручки уронили». Поднять прямые руки вверх, потянуться вверх, потом со всей силы обрушить их вниз («бах!»), то есть скинуть напряжение.
– «Бревнышко-1». Ребенок должен покататься по полу, как «бревнышко», с вытянутыми прямыми ногами и руками, руки над головой, ладони касаются друг друга. Во время выполнения упражнения ноги следует держать вместе и не сгибать. Перекатываемся несколько раз направо, потом налево.
Базовые сенсомоторные взаимодействия. Ползание.
– Ползание на четвереньках вперед, обратно – задом.
Заключительный этап.
– Строим башенку из кулачков, цепляясь кулачком за большой палец предыдущего ребенка. Качаем башенку вверх-вниз, говорим по слогам «До-сви-да-ни-я» и разбиваем башенку.
Занятие 1 (групповые)
Разминка. Знакомство. Мяч по кругу.
Дыхательные упражнения.
– Ребенок лежит на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребенок делает вдох через нос, выдох через широко открытый рот.
– Исходное положение – сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Медленное глубокое дыхание на раз-два только через левую ноздрю (4-6 раз) при этом правую ноздрю закрыть большим пальцем правой руки, потом только через правую ноздрю (4-6 раз), при этом левую ноздрю закрыть мизинцем правой руки. Упражнение повторить 4-6 раз.
Растяжки. Следующие 2 упражнения выполняются в положении – стоя, руки на поясе 4– 6 раз каждое в медленном темпе; эффективно озвучивание, проговаривание соответствующих движений.
– «Качели». Наклоны головы вперед – назад, как будто голова на качелях качается «Кач-кач». Выполняем упражнение и проговариваем «Кач-кач».
– «Часы». Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают «Тик-так». Выполняем упражнение и проговариваем «Тик-так».
– «Бревнышко-1». Ребенок должен покататься по полу, как «бревнышко», с вытянутыми прямыми ногами и руками, руки над головой, ладони касаются друг друга. Во время выполнения упражнения ноги следует держать вместе и не сгибать. Перекатываемся несколько раз направо, потом налево.
Базовые сенсомоторные взаимодействия. Ползание.
– Ползаем на четвереньках друг за другом по кругу вперед, потом по кругу, проползая через лабиринт.
Заключительный этап.
– Строим вместе фигуру (башенку) из мягких блоков.
– Строим башенку из кулачков, цепляясь кулачком за большой палец предыдущего ребенка. Качаем башенку вверх-вниз, говорим по слогам «До-сви-да-ни-я» и разбиваем башенку.
Занятие 2-3 (групповые)
Разминка. «Остановись». Дети свободно двигаются под музыку (можно использовать бубен), по условному сигналу (например, хлопок в ладоши) они должны замереть на месте (не шевелиться), пока психолог не предложит продолжать.
Дыхательные упражнения.
– Ребенок лежит на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребенок делает вдох через нос, выдох через широко открытый рот, надувая живот как шарик (на живот можно положит игрушку, чтобы ребенок чувствовал, что животик дышит).
– Исходное положение – сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Медленное глубокое дыхание на раз-два только через левую ноздрю (4-6 раз) при этом правую ноздрю закрыть большим пальцем правой руки, потом только через правую ноздрю (4-6 раз), при этом левую ноздрю закрыть мизинцем правой руки. Упражнение повторить 4-6 раз.
Растяжки. Следующие 2 упражнения выполняются в положении – стоя, руки на поясе 4– 6 раз каждое в медленном темпе; эффективно озвучивание, проговаривание соответствующих движений.
– «Качели». Наклоны головы вперед – назад, как будто голова на качелях качается «Кач-кач». Выполняем упражнение и проговариваем «Кач-кач».
– «Часы». Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают «Тик-так». Выполняем упражнение и проговариваем «Тик-так».
– «Бревнышко-1». Ребенок должен покататься по полу, как «бревнышко», с вытянутыми прямыми ногами и руками, руки над головой, ладони касаются друг друга. Во время выполнения упражнения ноги следует держать вместе и не сгибать. Перекатываемся несколько раз направо, потом налево.
Базовые сенсомоторные взаимодействия. Ползание.
– Ползаем на четвереньках друг за другом по кругу вперед, потом по кругу, проползая через лабиринт.
Заключительный этап.
– Строим вместе фигуру (домик) из мягких блоков.
– Строим башенку из кулачков, цепляясь кулачком за большой палец предыдущего ребенка. Качаем башенку вверх-вниз, говорим по слогам «До-сви-да-ни-я» и разбиваем башенку.
Использованная литература
- Иванова Е.А. Раннее домашнее сопровождение. – СПб.: «Речь», 2003.
- Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. – СПб.: Питер, 2008.
- Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.
- Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.