Когда надо начинать беспокоиться из-за того, что ребенок молчит? Какие методики могут помочь в развитии речи? Какие главные ошибки совершают родители? И как исправить дефекты речи у детей? Обо всем этом мы расспросили замечательную маму, логопеда и сотрудника билингвального английского детского сада Discovery на Крупской Олесю Лопину.
Если не говорить о проблемах неврологического и физиологического характера, с чем связаны самые частые проблемы задержки и развития речи у современных детей?
Формирование речевых и языковых навыков у детей напрямую зависит от его сенсорного развития. Очень важно до трех лет построить базу, которая затем будет служить ребенку. Малыш должен активно познавать окружающий мир, много времени проводить на улице, капаться в песочнице, лазать по деревьям, измерять глубину луж и так далее. Если у ребенка нет этой базы, дальнейшие попытки развить его бесполезны. Нет смысла строить хорошие стены, если нет фундамента. Современные дети слишком много сидят дома, а родители слишком торопятся отдать их в развивающие центры, лишают ребенка прогулок, общения с природой, мешают развиваться тактильному восприятию. Причем еще раз обращаю ваше внимание, речь идет о выборе самого ребенка, его предпочтениях, пробах, ошибках и экспериментах. Так что замена естественной среды обилием, предложенных ему родителями дома игрушек, не всегда срабатывает.
Есть еще один момент – сейчас все большее количество мам рано переводит детей на искусственное вскармливание, и это тоже негативно сказывается на формировании речи. Дело в том, что правильное развитие верхней и нижней челюсти происходит благодаря тому, что ребёнок определённым образом складывает язык, когда он сосёт материнскую грудь. Когда же младенец сосёт соску процесс иной и, какие бы супер-пупер соски не придумывали, это всё равно не то. Когда язык ударяется об нёбо, расширяет его и, тем самым, физически развивается сам.
В каких случаях родителям нужно бить тревогу и идти к логопеду?
В год и девять месяцев ребенок должен произносить первое осознанное предложение из двух слов. Он может не выговаривать эти слова полностью, но они хотя бы должны обозначаться. Например «дай собаку», «да са» – в принципе, это уже считается связанным предложением. Я знаю достаточно случаев, когда ребёнок до трёх лет не говорил, а потом так начал болтать, что до сих пор остановить не могут… Но все же я бы рекомендовала после 2,5 лет, если ребенок молчит, посетить логопеда-дефектолога.
С фонетикой другая проблема: если малыш в четыре с половиной года коверкает звуки, без логопеда вам уже не обойтись.
Есть ли методики, благодаря которым ребёнка можно подтолкнуть к речи?
Во-первых, с ребенком просто нужно больше разговаривать. Меньше ставить мультики, включать телевизор, исключить всякие планшеты, айфоны, айпады и так далее. Тогда у ребёнка не будет отвлекающих факторов, и он будет коммуницировать с вами. Самые элементарные упражнения – чтение стихов вместе с мамой, пальчиковые игры и игры с ладошками, например, в «Сороку-воровку». Стихотворная форма гораздо быстрее запоминается, поэтому, прочитав стих несколько раз, не договаривайте каждое последнее слово в предложении, давая возможность ребенку что-то ритмично пролепетать, а затем и правильно подсказать. Ещё очень важно подкреплять чтение визуальными стимулами: игрушками, например. Это лучше, чем картинка, потому что картинки в этом возрасте дети плохо воспринимают. Берите игрушку-зайчика и читайте стихотворение про него.
Есть разница в развитии речи у мальчиков и девочек?
Да, мальчики начинают позже ходить и, соответственно, говорить. Речь напрямую зависит от физического развития ребёнка, от того, в каком возрасте он вертикализовался, то есть начал ходить. Сначала этот процесс замедляет развитие речи, а потом, через две, максимум три недели, начинается её бурное развитие. Плюс у мальчиков своеобразие развитие речи, они используют гораздо меньше прилагательных.
Как быть, если ребёнок не разговаривает, но совершенно нормально коммуницирует, показывает предметы жестами и мимикой, совершенно всё понимает. Как вести себя родителям в этой ситуации: делать вид что ты его не понимаешь?
Да, обязательно, показывайте, что вы его не понимаете. Я свою дочь так и учила: она не особо хотела разговаривать, потому что у нас всё было хорошо, все друг друга понимали. В один прекрасный момент я сказала: теперь мы все дружно играем в игру «Я тебя не понимаю». Сработало (смеется).
Какие основные ошибки допускают родители, желая помочь своему ребёнку быстрее заговорить?
Нельзя «сюсюкать» с ребенком. Нужно четко и правильно произносить все звуки. На начальных этапах допускается замещение слова «есть» на, скажем, «ням-ням», но коверканье звуков категорически недопустимо.
Пение способствует ускорению процесса, это полезная вещь?
Пение, музыка – всё способствует, формирует чувство ритма. В основе любой речи лежит распознавание ритма, и в этом плане пение очень полезно. Я сразу говорю, если есть возможность ходить на музыкальные занятия, нужно ходить: дети должны топать, хлопать, слушать разно звучащие музыкальные инструменты. Обычно эти занятия проводятся с родителями, но, несмотря на это, ребёнок всё равно начинает слушать и слышать. Очень важно разделять эти два понятия. Слышать – это когда машина едет по улице, вы не прислушиваетесь, а просто слышите шум. А слушать – это понимать и распознавать смысл.
Вопрос про хирургические вмешательства для улучшения качества речи, к примеру, подрезания уздечки.
Одно время я работала в «Федеральном бюро медико-социальной экспертизы» – это место, куда приезжают люди со всей России, которым отказали в инвалидности. Я сейчас даже не вспомню, какой у ребёнка был диагноз, но у него был такой крупный язык, что он с трудом помещался в ротовой полости, тем не менее этот ребёнок прекрасно и без дефектов произносил все звуки. Я не верила своим глазам. Случаи бывают очень индивидуальные.
Что же касается конкретно уздечки, то приведу в пример мою собственную ситуацию. Наследственно у моей дочери была короткая уздечка, и моя свекровь говорила: «Надо подрезать обязательно». Эту операцию делают или до шести месяцев, или после семи лет, поэтому она настаивала на быстром решении. Но я сразу сказала, что мы не будем ничего подрезать, и я растяну ей все сама. Так и произошло. Мы просто с ней занимались и делали разные упражнения для языка. В 90 % случаев подъязычную связку можно растянуть. Есть, конечно, единичные случаи, когда стоит подрезать уздечку, но они именно единичные.
До какого возраста возможна логопедическая коррекция дефектов речи?
Моему последнему взрослому пациенту было 38 лет, мы поставили ему произношение буквы «р». Все зависит от самого языка – если язык мало пластичный, нужно его разминать. В других случаях достаточно поработать с дыханием и показать, как нужно говорить.
Значит нет необходимости как можно быстрее устранять дефекты? Можно спокойно подождать?
Очень часто бывает, что дети, которые неправильно выговаривают звуки, начинают безграмотно писать. Ну и, конечно, нельзя исключать социальный фактор, дети могут быть жестоки и не будут переспрашивать по несколько раз. В остальном можно и подождать.