Пособие «ОСНОВЫ»: научить ребенка читать

Источник

Новое пособие для обучения чтению:

  • компактность и вариативность: любую часть пособия можно взять на отдых или на дачу
  • ориентация на любого ребенка: аудиала, визуала, кинестетика, правополушарного и левополушарного, а также учитывает учебные интересы детей с проблемами в развитии;
  • использование основного вида запоминания в младшем и старшем дошкольном возрасте — образной памяти;
  • использование главного вида деятельности в дошкольном возрасте — игр для обучения чтению;
  • на любом этапе обучения чтению для каждого ребенка можно индивидуально подобрать части пособия

Итак, новая технология обучения чтению подходит любому ребенку, который начал говорить, даже не говорить, а только подражать звукам. Некоторые детки начинают это в 6 месяцев. Некоторые «разговариваются» после двух лет. Учитывая все виды познавательной активности, пособие дает возможность легко выучить звуки и буквы, опираясь на зрительный, слуховой, осязательный анализаторы. Наиболее актуальной в дошкольном возрасте является образная память. Именно на запоминание образов ориентирована новая технология обучения чтению.

В технологии нет ничего лишнего для обучения чтению. Например, Вы не найдете здесь звуко-буквенного анализа слова. Это нужно при обучении письму, а не чтению. Это по силам детям начиная лет с четырёх, причем далеко не все это делают легко. Здесь нет кубиков-азбуки с картинками и буквами, с которых начинается соответствующее слово. Чтение и письмо — разные процессы, задействующие разные психические функции. Конечно же, письмо — гораздо более сложный процесс, который требует хорошего развития мелкой моторики. Для чтения нужно звукоподражание и закрепление связи «звук и буква».

Из чего состоит пособие?

Звукоподражательные кубики

Звуконаслідувальні картинки

Первое, что необходимо для обучения чтению — звукоподражательные картинки. Они полностью отличаются от тех, которые мы привыкли видеть на кубиках-азбуке, где буквы изучаются через первый звук в слове, которое изображено на картинке. «Р» — ромашка. Однако, такое выделение первого звука доступно для детей далеко не в младшем дошкольном возрасте. В пограмме обучения это было предусмотрено после 4 лет. В новых картинках изображен предмет, который САМ может издавать звук, обозначенный на картинке.Например: насос как качает шину? «С-С-С-С». А это- буква «С». Для малыша двух лет букву можно и не называть. Она запоминается подсознательно, как связанная со звуком и картинкой. Для удобства картинки расположены на кубиках. Отсюда и название: «Звукоподражательные кубики». Как можно увидеть, наше пособие не имеет ничего общего с кубиками Зайцева и его методикой. Но если Вы читаете эти строки,значит, ищете наиболее подходящую методику именно для своего ребенка! Возможно, именно Вашему малышу больше подойдут наши кубики.

Лото

Звуконаслідувальне лото

Следующей частью пособия «ОСНОВЫ» является лото со звукоподражательными картинками и буквами. Всего есть 7 полей для лото. К ним прилагаются картинки без букв, буквы и комплект «эмоциональных помощников» для обучения читать склады. При этом можно играть в три разные игры с полями:

  • накрой поле кубиками
  • накрой поле картинками без букв
  • накрой поле буквами

Так, трехлетке дадим поле и соответствующие кубики. Нужно только найти, на какое место на поле поставить кубик. Или дадим подходящие картинки без букв, которые нужно правильно разложить.

Четырехлетке дадим кроме «подходящих» картинок еще и «лишние», чтобы усложнить процесс выбора. И еще дадим карточки просто с буквами.

С карточками можно играть и отдельно от полей: раздать детям карточки с картинками, а показывать им буквы. Они должны «узнать» свои буквы, накрывать свои карточки Или наоборот: раздать буквы, а показывать картинки.

Таблички для каждого согласного

Обучение чтению дошкольников

Сразу отмечу: это — не Зайцев. Таблички для пропевания складов использовались еще в 19 веке. Тем более, что цветовое и фоновое решение подтвердились моим авторским свидетельством… Склады изображены так, чтобы само оформление помогало запоминанию. Так, звонкие согласные изображены синим, глухие — коричневым ,гласные — желтым цветом. Твердые изображены на фоне квадрата, мягкие — на фоне круга как самой «мягкой» фигуры. Порядок пропевания согласован с усложнением артикуляции.

Таблички для каждого согласного — хорошие помощники для обучения чтения складов. Так, ребенок легко споет песенку буквы. А при затруднении чтения склада в слове можно дать пропеть эту табличку и напомнить: «Ты только что пропел это. Вспомни. Это совсем не сложно». В таком подходе учитывается обязательное отсутствие напряжения во время обучения. Легко пропевая песенку, ребенок с легкостью «вспомнит» и склад, который встречается в слове.

Эти же таблички пригодятся на этапе автоматизации, когда пропевается вся табличка складов. Если ребенок затрудняется петь песенки по большим табличкам, то знакомые таблички для одной согласной помогут найти «где этот домик» на табличке, и пропеть его там.

Таблицы складов

Собственно, это — пособие для этапа автоматизации чтения. Потому что на наших занятиях никто не заучивает песни со складами на разные мелодии. С таблицами мы учимся понимать принцип складообразования, писать указкой, автоматизируем чтение сочетаний согласных.

Первая таблица систематизована по согласным (как таблицы для каждого согласного, только буквы все вместе, звонкие вверху, глухие внизу).

Вторая таблица систематизована по гласным. Научить ребенка читать склады На второй табличке также есть «эмоциональные помощники» для обучения чтению складов. Они же есть отдельно в лото. На картинках изображены эмоциональные маски, которые соответствуют звуку и букве, изображенной на картинке. Теперь нет ничего проще, ем научить ребенка читать склад, если он знает буквы.

Таблички есть двух размеров: маленькие и большие. Маленькие можно повесить на дверь, их удобно давать одному ребенку. Большие таблицы нужны при фронтальной работе.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *